Сб. Май 28th, 2022

Опубликовано: 7 марта 2022

Учёные СФУ создали защитное покрытие для длительного хранения пищевых масел в прозрачной упаковке

© news.sfu-kras.ru

Учёные Института торговли и сферы услуг СФУ совместно с коллегами из Балтийского государственного технического университета имени Д.Ф. Устинова и Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН изучили влияние защитных плёнок оксида индия-олова, блокирующих ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, на сроки хранения в стеклянной таре пищевых продуктов, содержащих жиры. Плёнки наносятся на поверхность стеклянных контейнеров, ёмкостей и бутылок и способствуют бережному и долговременному сохранению всех органолептических свойств жиросодержащих продуктов, надёжно препятствуя их окислению.

Из-за особенностей химического состава пищевые жиры легко подвергаются неблагоприятным изменениям под действием солнечного света и других типов излучения, что снижает их качество и биологическое значение. Орехи, семечки или добытое из них масло постепенно портятся, приобретая прогорклый вкус. Для решения этой проблемы авторы предложили использовать прозрачные защитные пленки оксида индия-олова (ITO), которые блокируют ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, а также электромагнитные поля. Кроме того, учёные описали метод нанесения оксидных пленок на масштабные и сложные поверхности.

Учёные подчеркнули, что с таким капризным продуктом, как растительное масло, следует придерживаться жёстких режимов хранения, иначе солнечный свет и кислород ускорят его окисление. При нарушении правил хранения в масле вырабатываются свободные жирные кислоты и глицерин, количество которых и показывает кислотное число. Даже если перекисных соединений выделяется мало в процессе окисления жиров, они уже опасны для здоровья и оказывают токсичное действие на организм человека.

© news.sfu-kras.ru

«На такой параметр, как интенсивность воздействия света, влияют оптические свойства применяемой упаковки. Это значит, что для улучшения качества продуктов питания и увеличения их срока годности нужно создать защитные покрытия, которые максимально затормозят пищевую порчу. Мы попробовали „прокачать“ стекло, из которого обычно делается тара для расфасовки и хранения растительных масел, с помощью тонкой прозрачной оксидной пленки индия-олова In-Sn-O (ITO). Для достижения цели использовали экстракционно-пиролитический метод получения оксидных плёнок на масштабных поверхностях без использования вакуума», — сообщила доцент кафедры технологии и организации общественного питания СФУ Светлана Георгиевна Марченкова.

Исследователь уточнила, что в ходе эксперимента участники научной группы проверили, как чувствует себя масло в модифицированном стеклянном контейнере. Для этого они определили кислотное и перекисное число продукта. Оказалось, что прозрачная оксидная плёнка, покрывающая стекло, продлевает срок годности масла за счёт торможения процесса распада жиров, а убедиться в доброкачественности масла в такой упаковке можно, в том числе, визуально. В отличие от ёмкостей из тёмного стекла, которые традиционно считаются более надёжными для хранения масел, стекло, покрытое оксидными плёнками, ничего не скрывает — покупатель легко убедится в отсутствии осадка и других признаков неблагополучия, просто взглянув на бутылку. Ранее эксперты университета уже публиковали предварительные результаты этого исследования, однако именно эксперименты со свежим льняным маслом позволили учёным сделать наиболее интересные и полезные выводы. Например, исследователи выяснили, что один из показателей, указывающих на окислительную порчу, в льняном масле, хранящемся в стеклянной ёмкости из «модифицированного» оксидами индия-олова стекла, не поменялся вообще, даже после многочасового жёсткого ультрафиолетового излучения.

«Это очень интересный момент, с нашей точки зрения, он указывает на отличный потенциал предлагаемой защиты жиров и жиросодержащих продуктов. В настоящее время исследования продолжаются, и подобная тара нигде в мире пока не изготавливается. Возможно, путем привлечения грантовых средств удастся добиться прогресса в практической стороне работы», — отметила заведующая кафедрой товароведения и экспертизы товаров Ирина Владимировна Кротова.

© news.sfu-kras.ru

Работы велись под руководством доктора технических наук, профессора Тамары Николаевны Патрушевой. Результаты исследования опубликованы в журнале Химическая технология.

Много всего интересного в нашей группе