Сб. Ноя 28th, 2020

Ученые нашли молекулу, способную помочь при диабете

Ученые Томского государственного университета (ТГУ) совместно с зарубежными коллегами выяснили, что во включении механизма переработки глюкозы задействован белок STAT 3, стимулирующий продукцию белков-миокинов. Они влияют на метаболические процессы в клетке и способствует утилизации сахара при диабете второго типа, сообщили порталу «Будущее России. Национальные проекты».

«Сахарный диабет второго типа связан с неэффективным использованием инсулина организмом и сейчас корректируется с помощью непрерывной строгой диеты», — отмечается в сообщении.

Это открытие стало первым шагом в процессе создания новых препаратов, способных влиять на утилизацию сахара в организме пациента. Во время исследования ученые за счет специфического питания сформировали у нескольких групп мышей модель сахарного диабета второго типа.

«В итоге проявились все симптомы заболевания, нарушился процесс утилизации глюкозы, вес грызунов увеличился в 2,5 раза по сравнению с контрольной группой», — сказано в сообщении пресс-службы.

Затем животных перевели на ежедневные тренировки на специальном тренажере-дорожке. Заведующий кафедрой Томского госуниверситета Леонид Капилевич рассказал, что физические упражнения запустили механизм потребления глюкозы и уровень сахара в крови мышей понизился. Параллельные исследования в двух научных центрах — Каролинском университете (Швеция) и Университете Любляны (Словения), где эксперименты проводились на отдельных культурах клеток с помощью электрической стимуляции, подтвердили, что во включении механизма утилизации глюкозы задействован белок STAT 3. Леонид Капилевич добавил, что поиски и изучение сигнальных молекул продолжатся, поскольку в сигнальном пути их число составляет несколько десятков. По словам специалиста, данное открытие является первым шагом в процессе создания новых препаратов для стимуляции продукции нужных сигнальных молекул. Однако Капилевич не исключил существование препаратов, способных влиять на найденный сигнальный путь.

«В таком случае уже разрешенный препарат можно будет использовать по новому назначению», — заключил он. В дальнейшем специалисты намерены вычленить звено сигнального пути, необходимое для оказания точечного воздействия, чтобы запустить утилизацию глюкозы в организме пациента.