Чт. Мар 4th, 2021

Опубликовано: 17 февраля 2021

Ученые из России обновили мировой рекорд в области квантовой криптографии

Российские исследователи обновили мировой рекорд в эффективности систем квантовой криптографии на этапе классической постобработки. В группе работали ученые из Российского квантового центра, Центра квантовых коммуникаций Национальной технологической инициативы НИТУ «МИСиС» (Москва) и научно-производственной компании QRate.Результаты опубликованы в престижных международных научных журналах IEEE Communication Letters и IEEE Transactions on Information Theory.»Квантовая криптография перспективна, в первую очередь, для защиты каналов связи, по которым передается ценная стратегическая информация. Особенно если речь идет о данных с длительным сроком хранения или переговорах топ-менеджмента. По мере развития цифровизации общества будут появляться новые сценарии применения оборудования для квантового распределения ключей, например, защита беспилотного транспорта от массового взлома», — отметил Юрий Курочкин, CTO QRate, директор центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации» в МИСиС.Под квантовым распределением ключей подразумевается метод передачи ключа («инструкции» для шифрования и дешифровки передаваемой информации), предполагающий использование квантовых явлений для обеспечения безопасной связи.

Первое достижение группы российских специалистов — новый алгоритм коррекции ошибок на основе так называемых полярных кодов, который более устойчив к внешним воздействиям. Иными словами, благодаря этому устройства для квантового распределения ключей смогут работать стабильно не только в идеальных лабораторных условиях, но и в реальных ситуациях, когда параметры окружающей среды могут иметь значительные отклонения из-за воздействия разных факторов. Это особенно важно для индустриальных устройств квантовой криптографии, функционирующих в условиях реальных городских линий связи.Значительную роль в эффективности систем квантового распределения ключей играет то, что называется «классической постобработкой» — набор процедур, направленный на исправление ошибок в квантовых ключах, а также исключению из него потенциально доступной злоумышленнику информации. С этим связано второе достижение российских ученых, сумевших повысить эффективность алгоритмов классической обработки, обновив мировой рекорд в этой области.»При разработке новых технологий для защиты данных мы должны принимать во внимание не только существующие, но и будущие угрозы. Внедрение квантового распределения ключей позволяет обеспечить принципиально новый уровень защиты, что делает его устойчивым по отношению к будущим атакам», — отметил руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии» Российского квантового центра Алексей Федоров.При этом происходит постоянное совершенствование — научные разработки позволяют улучшать продукты и технологии. Эксперты предлагают новые программные инструменты для оптимизации работы устройств квантового распределения ключей, поэтому они быстро интегрируются в устройства QRate.