Пт. Апр 16th, 2021

Опубликовано: 31 марта 2021

Клонирование деревьев

© scientificrussia.ru

Сотрудники Института леса им. Сукачева СО РАН научились выращивать сосны, ели, лиственницы и кедры в пробирках. Несколько деревьев уже высадили на небольшой плантации.

Среди преимуществ таких образцов быстрый рост и врожденный иммунитет к болезням и вредителям.

«Мы выбираем устойчивые деревья, без признаков поражения. С этих деревьев берем экспланты, которые вводим в культуру ткани. Таких деревьев встречается в природе всего 3 штуки на 200, но клонирование позволяет выращивать именно здоровые образцы», — говорит профессор института Ираида Третьякова.

Деревья выращивают в стерильных условиях — из семян образуются зародыши, которые затем находятся на «искусственном вскармливании». Благодаря искусственно созданной среде, деревья тратят силы только на питание, а не на борьбу с насекомыми-короедами.

Клонированные образцы не отличаются от тех, что выросли в естественных условиях. Ученые контролируют их рост — от клетки до полноценного растения. После созревания в лаборатории дерево пересаживают в открытый грунт.

Из 1 грамма исходного материала получается до 10 тыс. зародышей. Всего за три недели клетка превращается в полноценный росток. А уже через полгода растения полностью готовы к пересадке в почву и самостоятельному питанию.

Впереди масштабные исследования и поиск ответов на вопросы, в частности, о способах размножения клонов, их устойчивости к вредителям и существованию в условиях сибирской тайги.

Фото: СО РАН