Пт. Мар 5th, 2021

Опубликовано: 30 января 2021

Доля статей российских ученых в передовых областях мировой науки выросла за 5 лет

© sib-science.info

За 5 лет видимость России в формировании мировой исследовательской повестки увеличилась примерно в 1,5 раза, говорится в исследовании НИУ ВШЭ «Позиции России в глобальных исследовательских фронтах». По состоянию на середину 2020 г., работы, выполненные с участием российских ученых, вошли в 502 глобальных исследовательских фронта (из 10 393), что составляет 4,83% от их общемирового числа (в 2016 г. — 3,55%).

Основной вклад Россия вносит в глобальные исследовательские фронты в тех областях науки, где традиционно концентрировались усилия отечественных ученых (физика, науки о космосе, химия, материаловедение). Также заметную долю занимают науки о жизни (клиническая медицина, молекулярная биология и генетика, науки о Земле, растениях и животных), что свидетельствует о значительном потенциале, накопленном российскими авторами в этих направлениях, и результатах, получивших признание мирового научного сообщества.

Глобальный исследовательский фронт представляет собой группу (кластер) статей, объединенных фактом совместного цитирования в других статьях в определенный момент времени. Совместное цитирование указывает на смысловую близость научных работ и позволяет рассматривать весь кластер как область особого внимания ученых к некоторой проблеме, намечает «передний край» науки, а также приоритетные направления, способные принести наиболее перспективные результаты в долгосрочном периоде, на которых следует сосредоточить финансовые ресурсы и опережающую подготовку научных кадров.